ФЭНДОМ

Intel 80386, запущенный в производство в 1985 году и продержавшийся на конвейере 21 год, стал родоначальником архитектуры IA-32. При его разработке Intel пыталась не просто удвоить разрядность обрабатываемых данных, но и по возможности устранить недостатки предшествующих процессоров — 80286, 80186 и 8086. Важнейшими нововведениями стали:

  • удвоенная разрядность обрабатываемых данных (32 бита вместо 16);
  • появление страничной организации памяти;
  • усовершенствование защищённого режима как путём поддержки 32-разрядных сегментов, так и за счёт появления режима виртуального процессора 8086;
  • расширение возможностей формирования адреса операнда в памяти (появление в коде команды байта SIB, с помощью которого в роли индексного можно использовать любой из регистров общего назначения, а сам индекс может масштабироваться);
  • добавление ещё двух сегментных регистров FS и GS;
  • введение довольно большого количества новых инструкций;
  • появление отладочных регистров.

Все эти усовершенствования вызвали удвоение количества транзисторов по сравнению с 80286 — до 275 тысяч. Максимальная частота первого поколения кристаллов колебалась от 12 до 20 МГц, позднее верхняя планка была поднята до 33—40 МГц.

В некоторых процессорах 80386 первых серий вкралась ошибка, делавшая их непригодными для 32-разрядных вычислений: процессор мог в любой момент зависнуть. Такие кристаллы продавались наравне с полноценными, хотя и помечались специальным образом. В те годы это было не особо актуально, поскольку 32-разрядных программ ещё практически не было. Была допущена и ошибка в арифметическом сопроцессоре 80387, дававшем временами неверные результаты.

80386 выпускался в трёх основных вариантах. Базовой моделью был процесоср 80386DX, имевший 32-разрядную шину данных. Для упрощения создания новых ПК с максимальным использованием архитектурных решений, принятых в IBM PC/AT, основанных на 16-разрядном 80286, был выпущен кристалл 80386SX, отличавшийся «обрезанными» шинами адреса (24 разряда) и данных (16 разрядов), что позволяло его практически без изменений использовать на системных платах, предназначавшихся для 80286, но одновременно снижало производительность компьютера даже на 16-разрядных вычислениях. Наконец, несколько позже появился первый специализированный микропроцессор для мобильных компьютеров — 80386SL. По сравнению с прочими кристаллами он, помимо уменьшенного энергопотребления, имел одно архитектурное новшество — режим управления системой (SMM). Этот режим присутствует и во всех более поздних процессорах, включая выпускающиеся в наши дни.

Начиная с 80386, достаточно часто стали встречаться компьютеры с кэш-памятью. Правда, сами процессоры кэша ещё не имели, но многие материнские платы оснащались панельками, куда можно было вставить микросхемы статического ОЗУ, использовавшиеся в качестве кэша, что довольно заметно поднимало производительность.