ФЭНДОМ

Intel 8080 появился в 1974 году в результате совершенствования микропроцессора 8008. Он также был 8-разрядным и располагал семью регистрами общего назначения, однако имел увеличенную разрядность шины адреса (16 бит вместо 14), а стек адресов возврата размещался в оперативной памяти, а не внутри самого процессора, что существенно повысило его гибкость. Значительно расширилась и система команд, однако при этом была обеспечена обратная совместимость с 8008, что предопределило её не слишком высокую эффективность (8-разрядные микропроцессоры других фирм, появившиеся примерно в то же время, например, Motorola 6800 и MOS Technology 6502, были удобнее в программировании и зачастую производительнее даже при меньшей тактовой частоте).

Процессор 8080 выпускался в 40-выводном DIP-корпусе и имел частоту до 2,5 МГц, что обеспечивало быстродействие до 625 тыс. оп/с. На кристалле размещалось около 6 тысяч транзисторов.

8080, несмотря на ряд недостатков, стал по-настоящему популярным. Его клоны выпускались целым рядом фирм, производился он и в СССР под обозначением К580ИК80, а позднее — КР580ВМ80А. Фирма же Zilog не ограничилась копированием, а создала свой микропроцессор Z80 (который у нас скопировали под обозначением К1858ВМ1), полностью совместимый на уровне машинного кода с 8080, но имевший вдвое больше регистров, организованных в два банка, множество дополнительных инструкций, а вдобавок более удобный с точки зрения электроники (требовалось лишь одно напряжение питания вместо трёх, а также однофазная синхронизация вместо двухфазной) и существенно более быстрый. На Z80 были построены популярнейшие в своё время игровые компьютеры ZX Spectrum британской фирмы Sinclair, владелец которой Клайв Синклер получил за организацию их выпуска рыцарское звание.

Сама Intel тоже пыталась усовершенствовать 8080 и выпустила в 1977 году кристалл 8085. Он, однако, не имел существенных преимуществ над 8080 (не считая одного напряжения питания вместо трёх) и особой популярностью не пользовался.